LadyVu.com

Развитие детей с онр

Особенности развития детей с ОНРАббревиатура ОРН означает общее недоразвитие речи. Этот термин был введен логопедами в середине прошлого века, и до сих пор используется в практике. Он означает собой различные речевые расстройства – как фонетические, так и грамматические и лексические. При этом интеллектуальное развитие детей с ОНР остается нормальным, так же как и слух.

Каковы особенности речи при подобных нарушениях? Во-первых, дети начинают поздно говорить – после трех лет, но иногда даже в четыре или пять лет. Во-вторых, их речь неправильная, с фонетическими нарушениями (ребенка трудно понять). В-третьих, ребенок понимает речь людей, обращенную к нему, но сам не может ответить им и выразить свои мысли (экспрессивная речь отстает от импрессивной).

Особенности развития детей с ОНР

Почему возникает подобное состояние? Принято считать, что некоторые факторы имеют непосредственное влияние на ОНР:

  • Инфекции во время беременности;
  • Интоксикации (в том числе сильный токсикоз и гестоз);
  • Несовместимость крови (группы или резус-фактора) матери и ребенка;
  • Родовые травмы;
  • Психическая депривация ребенка в определенные возрастные интервалы.

Самым сложным случаем речевого развития детей с ОНР является раннее поражение мозга, возникшее во время беременности, родов или на первом году жизни ребенка.

Что нужно знать родителям для обеспечения полноценного развития ребенка с ОНР? Особенностью поведения таких детей является то, что им тяжело общаться со сверстниками и другими взрослыми – они вступают в речевой контакт лишь при определенных условиях, и им требуется для этого помощь и поддержка близкого человека. Конечно, этого абсолютно недостаточно для развития полноценных коммуникативных навыков. Такие малыши не задают вопросы, не выступают инициаторами игр, не комментируют свои действия (например, в игре).

Характерными особенностями развития детей с ОНР является нарушение внимания и памяти. Дети не могут подолгу сосредотачиваться и плохо запоминают сложные конструкции. При этом их смысловая и логическая память в основном сохранна. Но действия, требующие определенной последовательности, могут им быть недоступны – они путают порядок действий или пропускают какой-то из пунктов.

Мелкая моторика рук также развита плохо: как правило, дети имеют недостаточную координацию пальцев. Им сложно выполнять точные и скоординированные движения, поэтому они уступают в ловкости и быстроте реакций своим сверстникам.

Для развития детей с ОНР характерно то, что они понимают, что не могут говорить так, как говорят другие дети – это определенная критичность к своей речи, которая, конечно, лишь усугубляет проблему и возможность общения.

Четыре степени развития речи детей с ОНР

Логопеды дифференцируют 4 степени недоразвития речи. Первая – это ее полное отсутствие, такие дети называются «безречевыми». Ребенок пользуется лепетными словами и предложениями, помогает себе мимикой и жестами. В отличие от умственно отсталых детей, которые обладают похожим состоянием речи, дети с ОНР имеют большой пассивный словарный запас – то есть понимают практически все.

Предложения однословные, постепенно расширяющиеся до 2-4 слов, однако неправильно оформленных. Характерно употребление одного и того же слова для обозначения и предмета, и действия («биби» - и машина, и ехать).

Второй уровень речевого развития детей с ОНР – это зачатки правильной речи. Ребенок произносит общеупотребительные слова, однако сильно искажает их. Ему недоступно использование множественных форм, склонения по родам и падежам. Если предложить малышу описать картинку в книге, он будет использовать короткие примитивные фразы.

Характерно, что ребенок имеет ограниченный словарный запас, называя одним и тем же словом похожие предметы («жук» вместо муха, муравей или пчела). Малыш зачастую путается и в признаках предметов, затрудняясь назвать их размер, форму или цвет.

Произношение звуков затруднено, а многосложные слова ребенок, как правило, сокращает до удобного ему размера. Почти всегда присутствует и перестановка слогов.

Третий уровень - это уже развернутая фразовая речь, которой дети пользуются при общении, однако в присутствии близкого человека. Прогнозируя развитие речи дошкольников с ОНР, нужно иметь в виду, что если на этом этапе не приложить усилия к коррекции речи, впоследствии это негативным образом скажется на грамотности ребенка и сложностях при обучении в школе.

Звуки еще несформированны, но при этом ребенок пользуется различными частями речи и строит сложносочиненные и сложноподчиненные предложения.

Словарный запас достаточно большой и вместе с тем значение ряда слов ребенку недоступно, либо он заменяет их более простыми, близкими по смыслу. В целом ребенок старается не употреблять неизвестные ему и сложные слова.

Наконец, четвертый уровень ОНР – это незначительные изменения речи, например, перестановка каких-либо звуков или слогов, небольшие нарушения звукопроизношения, затруднения при произнесении новых сложных слов. В целом большинство проблем связано именно со слогами и звуконаполнением.

Для развития речи дошкольников с ОНР очень важны регулярные занятия и посещения логопеда. В целом же родителям нужно понимать, что речь ребенка должна постоянно развиваться, и если на каком-либо этапе вам кажется, что ребенок плохо говорит или плохо понимает вас, безусловно, нужно обратиться к специалисту. Возможно, это лишь возрастные особенности, но может случиться и так, что подтвердится диагноз ОНР. И чем быстрее начать коррекцию, тем большего количества проблем удастся избежать.

Видео: Кислова Т. Р. | Содержание, формы и методы коррекционной работы с детьми с ОНР

Видео: развитие мышления у детей с онр курсовая

Поделиться в соцсетях:
Похожие
» » » Развитие детей с онр