LadyVu.com

Задержка речевого развития у детей

Задержка речевого развития у детей

Устами младенца глаголет истина. Подтверждение этой крылатой фразе находит каждый родитель. И каждый отметит, что нет счастливее момента, чем тот, когда малыш начинает говорить. Однако не всем родителям суждено ощутить это счастье. Проходит время, и приходится констатировать печальный факт – у ребенка задержка речи. Что делать в этом случае и как определить стоит ли бить тревогу?

Нормы речевого развития малышей

Существуют некоторые особенности речевого развития детей, которые необходимо знать каждому родителю. К примеру, известен тот факт, что девочки начинают говорить раньше мальчиков. Они намного быстрее запоминают новые слова, но поздно начинают говорить цельными предложениями. У мальчиков полноценная речь развивается дольше, но они быстрее усваивают названия различных действий. Несмотря на такие различия, дети обоих полов вполне могут самостоятельно изъясняться с окружающими к 3-4 годам. Определить стоит ли волноваться, можно зная нормы речевого развития детей. Ребенок полностью здоров если:

  • его физическое развитие соответствует возрасту;
  • ребенок не имеет заболеваний неврологического характера;
  • ребенок охотно общается с окружающими и даже с незнакомыми людьми;
  • малыш повторяет все, что говорят взрослые;
  • ребенок вслушивается в собственную речь и пытается исправить в ней ошибки;
  • ребенок сообщает о своих проблемах с помощью речи.

Отсутствие хотя бы одного признака еще не является поводом для тревоги. Однако если вы не уверены что у вашего малыша все в порядке, стоит понаблюдать за ним. Итак, ребенок отстает в речевом развитии если:

  • в 4-6 месяцев не имеет в своем лексиконе буквы «б», «м», «п»;
  • в 10-12 месяцев не имитирует звуки речи, не оборачивается, когда его зовут, и рассказывает о своих проблемах только с помощью плача;
  • имеет в запасе не более 20 слов и никак их не соединяет между собой;
  • в 1,5-2 года не понимает элементарных просьб типа «открой рот» и т.д., не может показать на картинке то, о чем его просят и на слух распознать предметы;
  • в 2,5 -3 года не может выполнить простую команду типа «принеси мне мяч» или «возьми бутылочку;
  • в 3-4 года не может ответить на вопросы «где», «кто» или «что» и назвать кого-то из членов семьи;
  • ребенок не играет и не взаимодействует с другими детьми.

Причины, диагностика и лечение задержки речи у детей

Психология речевого развития ребенка зависит от той среды, где он родился и продолжает расти, а также от того как протекала беременность матери. Среди физиологических факторов, из-за которых может возникнуть задержка развития речи у детей, выделяют следующие:

  • патологии во время вынашивания плода;
  • вирусные инфекции или внутриутробные заболевания;
  • черепно-мозговая травма или заболевания головного мозга.

Однако чаще всего на нарушение речевого развития у детей происходит по причинам социального характера:

  • отсутствие активного речевого общения между ребенком и взрослым, либо выполнение просьб малыша без участия речи;
  • проблемы со слухом, невозможность повторить то, что говорят окружающие;
  • слабый мышечный тонус лица или неразвитая мускулатура;
  • логоневроз или заикание.

Диагностика речевого развития детей, как правило, осуществляется примерно к трем годам. В связи с этим возникает множество проблем. Обычно врачи ждут, что к трехлетнему возрасту ребенок догонит сверстников и начнет говорить сам. И чаще всего, диагноз «задержка развития» ставят только в том случае если он так и не начал пользоваться речью. В этом случае коррекционные мероприятия имеют более сложную и продолжительную форму. Поэтому, чем раньше родители заметят в общении с малышом неладное, тем больше будет шансов исправить патологию.

Если вы убедились, что отклонения от нормы все таки имеют место, необходимо обратиться логопеду и психологу, чтобы начать лечение задержки речи. У детей, которые не страдают неврологическими заболеваниями и обладают нормальным слухом, коррекция происходит быстро и безболезненно. Диагностика речевого развития детейЧем регулярнее занятия с логопедом и дефектологом, тем скорее ребенок преодолеет «речевой барьер». Если в наличии имеются физиологические факторы, повлиявшие на освоение малышом речи, врачи могут назначить ноотропные препараты, которые влияют на высшие функции головного мозга и усиливают процессы запоминания и концентрации внимания. Популярны такие препараты как кортексин, ноотропил, энцефабол и т.п.

Даже если вы не заметили проблем с освоением речи у вашего малыша, помните, что только от вас зависит его развитие. Вы являетесь образцом для подражания и ваше внимание – главная ценность для малыша, которая не только избавит его от проблем коммуникативного и психологического плана, но и обеспечит ему спокойное и счастливое будущее.

Видео: Задержка речевого развития у детей. Этапы формирования речи.

Видео: Современное лечение задержки речевого развития у детей.

Поделиться в соцсетях:
Похожие
» » » Задержка речевого развития у детей